Языковые группы. X. Австроазиатская семья. IX. Тайская семья

Языковые группы. X. Австроазиатская семья. IX. Тайская семья

I.Индоевропейская семья языков

1. Славянская группа

Восточнославянские языки

…………………...украинский

белорусский

Западнославянские языки

польский

чешский поморский (м – мертвый язык)

словацкий полабский (м)

лужицкие (верхне- и нижнелужицкий)

кашубский

Южнославянские языки

Папуасский язык, относящийся к восточной ветви семьи языков Пауваси, на котором говорят в этническом населении около 300 человек в Западном Папуа. Подгруппа прибрежной ветви Райского района Мадангской языковой группы семьи Транс-Новая Гвинея, отдельные языки которой в основном распространены на побережье Рай в провинции Маданг Папуа-Новой Гвинеи.

IX. Тайская семья

Папуасский язык, относящийся к подгруппе Камано-Ягариа группы Кайнанту Горока в семействе языков Транс-Новой Гвинеи, на которой говорят в этническом населении около тысячи человек в Папуа-Новой Гвинее. Он зависит от меняющегося статуса. Памирский язык, принадлежащий к индоевропейской языковой семье, или восточно-иранский язык, на котором говорят около 1000 человек в высокогорной долине реки Ягноб в Таджикистане. Его диалектами являются Запад и Восток Ягноби.

…болгарский

…македонский старославянский (м)

…сербохорватский

…словенский

2. Балтийская ветвь

литовский

латышский

латгальский древнепрусский (м)

3. Германская группа

Западная подгруппа

английский

немецкий

фламандский

нидерландский (голландский)

африкаанс (бурский)

Папуасский язык, принадлежащий к группе анганских языков семьи Транс-Новая Гвинея, в которой говорят около 1000 человек в Папуа-Новой Гвинее. Сегодня это считается угрозой. На африканском континенте больше языков, чем в любой другой части мира, хотя его население составляет чуть менее 13% населения мира, причем почти 700 миллионов жителей.

Африканские языки разделены на четыре семьи: африкаанс занимает особое положение. Афроазиатский, нилосахаранский, койсанский и нигерско-конго. . В любом случае, все языки Арфрики имеют одну общую черту: сложность словарного запаса! Языковая семья представляет собой группу родственных языков, имеющих общее происхождение. Часто семью можно разделить на разные ветви, которые состоят из тесно связанных языков.

фризский

Скандинавская подгруппа

шведский

норвежский

исландский

фарерский

Восточная группа готский (м)

4. Кельтская группа

ирландский

шотландский

валлийский

бретонский

5. Романская группа

испанский

португальский

французский

итальянский

румынский

Африканские языки, принадлежащие к разным языковым семьям, так же непохожи друг на друга, как на английском, турецком, китайском и навахо, даже если их говорят бок о бок в одном регионе. Даже в одной и той же языковой семье языки могут быть такими же разными по звучанию и композиции, как английский, итальянский, русский и хинди, все из которых принадлежат к индоевропейской языковой семье. С другой стороны, языки конкретной отрасли могут быть похожи друг на друга, как на немецкий, голландский и шведский.

Афразийская

В любом случае, все языки Арфрики имеют одну общую черту: сложность словарного запаса! - Пример. Эта языковая семья, которая охватывает всю Северную Африку до Палестины и Аравийского полуострова, включает более 200 языков с более чем 200 миллионами ораторов.

молдавский латинский (м)

каталанский

ретороманский

6. Индоарийская группа

панджаби

маратхи санскрит (м)

гуджарати ведийский (м)

сингальский

непальский

цыганский

7. Иранская группа

белуджский парфянский (м)

курдский древнеперсидский (м)

персидский (фарси)

таджикский

I.Индоевропейская семья языков

Самой важной подгруппой являются семитские языки с множеством древних культурных языков. Самые старые вымершие языки группы - аккадские, аморейские, моавитские и финикийские - народы, которые формировали нашу историю и языки, на которых лежит наша культура. Например, наш алфавит возвращается к финикийской системе письма.

Иврит, который также принадлежит к этой группе, относится к тому же периоду. Арамейский язык, язык Иисуса и апостолов также относится к этому периоду. Самым важным языком этой группы является арабский, на котором говорят около 150 миллионов человек. Другая ветвь афро-азиатских языков формируется примерно из 20 берберских языков, на которых говорит значительная часть населения в Марокко, Алжире и Тунисе.

осетинский

Албанский язык фракийский (м)

Армянский язык древнегреческий (м)

Новогреческий язык византийский (м)

хеттский (м)

лувийский (м)

тохарский (м)

I. Уральская семья

Финно-угорская группа

Прибалтийско-финская подгруппа

ижорский

карельский

эстонский

I. Уральская семья

Таким образом, семейство афро-азиатских языков состоит из следующих подгрупп. Берберские языки Чадские языки Кушитовые языки Омотические языки Семитские языки Египетский коптский. Здесь можно найти очень приятное, легко понятное введение в арабский скрипт.

В эту меньшую группу входят нубийцы, которые - редко из африканских языков - имеют давнюю литературную культуру, особенно из-за ее географической близости и ее исторических отношений с Египтом. Кисанские языки, на которых говорят менее чем на 50 языках и всего около тысячи человек, известны своими звуками.

саамские языки

Финноволжская подгруппа

мордовский (эрзя, мокша)

марийский

Пермская подгруппа

коми-зырянский



коми-пермяцкий

удмуртский

Угорская группа

венгерский

хантыйский

мансийский

Самодийская группа

ненецкий

энецкий

нганасанский

селькупский

Б. как вбрасывание или выражение неодобрения или против лошадей. На некоторых языках почти каждое слово начинается с такого щелчка. Чтобы создать эти звуки, язык должен сделать сосательное движение. Положение языка и метод дыхания вызывают очень разные звуки щелчка.

Это создает в общей сложности 15 различных звуков щелчка. Некоторые койсанские языки имеют свои собственные звуки пинга, такие как билабиальные поцелуи и другие комбинации с другими звуками. Койсанские языки наряду с гамитосемитическими языками являются единственными в Африке, которые знают грамматический пол.

III. Алтайская семья

Тюркские языки

чувашский булгарский (м)

хозарский (м)

татарский

башкирский

казахский печенегский (м)

киргизский половецкий (м)

балкарский

карачаевский

кумыкский

ногайский

каракалпакский

узбекский

азербайджанский

турецкий

Передача голоса через кусты

Шона, нигерийский язык в Конго группы банту с 2 миллионами спикеров в Зимбабве имеет более 200. Барабанные сообщения Черной Африки - это не только очаровательная музыкальность, но прежде всего удивительно эффективные средства коммуникации. Вопреки распространенному мнению, африкаанцы - хотя название и предполагает это - не является основным языком в Африке и даже не африканским языком.

Язык, сознание, мышление

Скорее всего, африкаанс является основным языком Южно-Африканской Республики. Африкаанс - самый распространенный язык в Южной Африке. Многие местные жители говорят на африкаанс в качестве основного языка. До недавнего времени африкаанцы также были официальным языком в Республике Намибия. Кроме того, этот язык широко распространен в субэкваториальных африканских странах и особенно в соседних странах в Южной Африке. Там она все еще лингва-франка.

туркменский

тувинский

якутский

хакасский

уйгурский

алтайский

Монгольские языки

монгольский

бурятский

калмыцкий

Тунгусо-маньчжурские языки

эвенкийский

эвенкский

удэгейский

анайский

маньчжурский (м)

Японский

Корейский

IV. Картвельская семья

Африкаанцы не являются африканским языком, но тесно связаны с голландцами. Сегодняшние голландцы и африкаанцы - оба продвинутые диалекты позднего средневекового голландского языка. Несмотря на большое сходство с голландцами, что является следствием исторических отношений, африкаанс сегодня, однако, свой собственный независимый язык. Таким образом, у африкаансов есть бесчисленные языковые черты, неизвестные в Нидерландах.

Сколько людей говорят на африкаанс во всем мире, трудно ответить. Африканцы являются родным языком около 6, 2 млн. В Намибии еще тысячи говорят на этом языке, а в Ботсване люди говорят на африкаансах как. В общей сложности в Южной Африке проживает как минимум 15 живых языков, а на третьем - африкаанс.

грузинский

мегрельский

сванский

лазский

V. Абхазо-адыгская семья

абхазский

абазинский

адыгейский

кабардинский

черкесский убыхский (м)

VI. Нахско-дагестанская семья

Нахская группа (Вейнахская)

чеченский

ингушский

Дагестанская группа

аварский

Он был лучше осведомлен о распространении мировых языков, несмотря на отсутствие обучения лингвистов. Аббат полагает, что все исследователи всегда стремились достичь примитивного состояния народов мира с учетом их фактов, но бывает, что некоторые нации смешиваются с другими или уменьшают многие до одного, что заканчивается путаницей и составляющие подлинную лингвистическую мозаику, плод процесса прогрессивной дифференциации; Многие авторы признают, что ту или иную группу языков изучили очень мало.

Различные подходы к этнолингвистике, лингвистической антропологии, антропологической лингвистике, социолингвистике или социологии языка демонстрируют варианты поведения как чувствительный показатель для определения аспектов социальной структуры каждой нации с ее окружением. Многие сотни «языков», собранных в этом тексте, не имеют алфавита, а число их слов не превышает половины тысячи: достаточно, чтобы сообщить об этом сообществе или племени: они являются субдиалементами. Следовательно, наша дорогостоящая классификация следует следующей конформации: Тип диалекта субкультуры раздела подгруппы подгруппы подгруппы.

даргинский

лезгинский

табасаранский

VII. Дравидийская семья

тамильский

каннада эламский (м)

VIII. Китайско-тибетская семья

китайский

бирманский

тибетский

IX. Тайская семья

лаосский

X. Австроазиатская семья

вьетнамский

кхмерский

XI.Австронезийская семья (малайско-полинезийская)

Диалект представляет собой естественную, элементарную, спонтанную форму языка, а язык - это его искусственное выражение, является результатом исследования, последнего образования нескольких диалектов или одного из нескольких диалектов страны, региона, области, которая, обладая превосходной письменной литературой, приобретает господство над этими другими. Положительно нет языка, который можно назвать диалектом в одно и то же время, и в исследованиях сравнительной филологии большое значение придается литературному языку страны по отношению к любому диалекту.

Индонезийская группа

малайский

индонезийский

яванский

малагасийский

Филиппинские языки

тагальский

Полинезийские языки

маори

самоа

таитянский

гавайский

Меланезийские языки

фиджи

Микронезийские языки

кирибати

XII.Чукотско-камчатская семья

Родители лингвистики, более или менее точно, попытались со своими исследованиями структурировать некоторые типы языковой классификации которые сами по себе передают географическую информацию об их докладчиках, хотя диалект является гораздо более конкретным географическим термином. Поэтому сегодня, для подхода к конкретному, необходимо будет учитывать этнолингвистику, изучение языка по отношению к этническим типам и поведению, с особым упором на форму социального взаимодействия. Геолингвистика - это изучение регионального распространения языков и диалектов, рассматриваемых в ответ на географические факторы.

чукотский

корякский

XIII.Эскимосско-алеутская семья

эскимосский

алеутский

XIV Cемитская семья

арабский древнеегипетский (м)

арамейский (м)

аккадский (м)

финикийский (м)

(диалекты арабского) древнееврейский (м)

египетский коптский (м)

…….суданский

сирийский

Психолингвистика - это изучение взаимосвязи между лингвистическим поведением и психологическими процессами, которые считаются лежащими в его основе. Социолингвистика - это изучение взаимодействия языка, структуры и функционирования общества. Лингвистика изучает сам язык; филология изучает его, как только он приобретает форму в тексте; Филология рассматривает язык как относящийся к эстетике, к цели или намерению, к историческому моменту. Откуда возникает путаница? Ну, к тенденции рассматривать филологию как «пол», а лингвистику как вид; что-то вроде зоологической или ботанической номенклатуры.

иракский

мальтийский

XV. Афразийская семья

чадские языки

берберские языки

кушитские языки

сомали

Нигер-Конго семья

фула

йоруба

волоф

руанда

ганда

Нило-сахарская семья

сонгай

Койсанская семья

бушменский

III. Алтайская семья

Таким образом, если лингвистические процессы являются символическим средством повышения и развития новых культурных реалий, дайте нам знать подробно каждый из языков и диалектов, их связь, их сферу действия и их размерность. Классификация языков Система, используемая в лингвистике, подразделяет языков в группах или семьях, в соответствии с их общими характеристиками или отношениями родства и близости. Предполагается, что языки, на которых говорят сегодня в мире, составляют около 500 человек, но их число увеличилось бы до 000, если бы их основные сорта были учтены.

готтентотский

Галф семья

Юто-ацтекская семья

хопи

ацтекский (науатль)

Сиу семья

дакота

айова

Ирокезская семья

могавк

чероки

Алгонкинская семья

д елавэр

могиканский

Каддоанская семья

На-дене семья

Шлегель и другие более поздние лингвисты выделяют языки в соответствии с их механизмами функционирования. Последние исследования показали, что любой язык имеет различные типы. Таким образом, присвоение языка одной или другой группе основано на большем числе характеристик группы, которая представляет или, даже, по историческим критериям. Например, английский язык считается флективным языком, потому что он является индоевропейским языком, хотя он обладает многими изолирующими особенностями. В последние годы концепция типологической классификации претерпела некоторые изменения: разделение языков на группы производится путем поиска среди разных языков возможных универсальных коммуникативных, то есть языковых особенностей, общих для всех существующих языков.

Отомангская семья

Аравакская семья

Кечуа (язык империи инков, образует семью)

Гуарани (язык, образует семью)

Майя

Пама-ньюнга

дирбал

Папуасские языки

Языки вне классификации :

баскский

нивхский

айнский шумерский (м)

юкагирский

кетский этрусский (м)

Генеалогическая классификация языков обычно изображается в виде генеалогического древа.

Языковой союз

Как результат языковых контактов в некоторых ареалах могут возникать языковые союзы. Языковой союз – это ареально-историческая общность языков, проявляющаяся в наличии некоторого количества сходных признаков (структурных и материальных), которые сложились в процессе длительного и интенсивного взаимодействия этих языков в пределах единого географического пространства. Близость языков, входящих в языковой союз является приобретенной.

Термин «языковой союз» ввел в языкознание Н.С.Трубецкой. Языковой союз, в понимании Трубецкого, – это группа языков, демонстрирующих существенное сходство, прежде всего в морфологии и синтаксисе. Языки, входящие в языковой союз, обладают общим фондом «культурных слов». Языки не связаны системой звуковых соответствий. У них не наблюдается сходства в элементарной лексике, например, в терминологии родства, флоры, фауны.

Основным критерием определения языкового союза является наличие комплекса схождений у контактирующих языков, затрагивающих единицы разных уровней. Примером языкового союза может служить балканский языковой союз, объединяющий в своем составе болгарский, македонский, сербский, румынский, албанский и новогреческий языки. Эти языки относятся к разным ветвям индоевропейской семьи языков, однако в процессе своего исторического развития они выработали ряд общих черт:

Совпадение дательного и родительного падежей (в албанском и греческом языках);

Образование аналитического будущего времени при помощи вспомогательного глагола со значением «хотеть» (в румынском, болгарском, греческом языках);

Постпозитивное употребление определенного артикля (в албанском, болгарском и румынском языках) и т.д.

Другим примером языкового союза может служить волго-камский языковой союз, куда входят финно-угорские языки (марийский, удмуртский) и тюркские языки (башкирский, чувашский). Языки этого союза выработали такие общие черты:

Редукция гласных;

Сходство в системе времен;

Сходство в образовании сослагательного наклонения;

Сходство в способах построения прямой речи;

Сходство в функционировании деепричастных оборотов и т.д.

Формирование языкового союза процесс длительного разностороннего взаимодействия ареально смежных языков. Он складывается под влиянием общих социальных условий, общего хозяйственного уклада, общих элементов культуры.

В структуре любого языка, если он не развивался в изоляции, можно обнаружить различные напластования, которые являются следствием вхождения языка в те или иные языковые союзы. В эпохи широких этнических миграций такие общности могли возникать на стыках самых разных культур и языков, приводя к появлению общих региональных инноваций.

Некоторые ученые выделяют еще культурно-языковые союзы, т.е. группы языков, объединенных общим культурно-историческим прошлым, отразившемся в сходстве словаря (особенно семантики ряда слов), в сходстве системы письма и т.д. В каждом таком объединении языков выделяются языки, выполняющие роль международных языков в данном регионе. Породив огромное количество интернационализмов, такие языки обогатили остальные языки «культурной» лексикой.

Один культурно-языковой союз охватывает языки Европы, другой –страны Азии и Африки (где распространен ислам), третий – Индию и страны Юго-Восточной Азии, четвертый – Китай, Корею, Японию, Вьетнам.

Европейский культурно-языковой союз начал складываться с первых веков новой эры. В формировании его сыграли огромную роль два языка – греческий и латинский. Первыми примерами европейской интернациональной лексики были латинские заимствования из греческого языка, которые затем были усвоены всеми европейскими языками. Это была лексика, представленная в основном тремя тематическими группами:

Наука и образование (атом, университет) ;

Христианство (библия , апостол );

Названия экзотических животных, растений, веществ (дракон , тигр , бальзам );

В эпоху средневековья единство европейского культурно-языкового союза поддерживалось господством латинского языка как главного языка письменности. Заимствования из латинского языка охватывали самые разные сферы: государственную (декрет, документ ); религиозную (кардинал, месса ); научную (глобус , пропорция ); медицинскую (медицина , инфекция ); искусство (спектакль , статуя ).

К эпохе Возрождения в европейских языках был накоплен такой запас греко-латинского материала, что стало возможным создавать из него новые слова: гуманист, окулист, ностальгия, молекула, геология и др. Эти слова являются европейскими интернационализмами. Сегодня такие слова создаются сотнями и тысячами и охватывают практически все сферы науки и жизни.

Второй культурно-языковой союз сформировался в мусульманских странах. Здесь огромную роль сыграл арабский язык. Слова арабского происхождения доминируют в религиозной лексике, в лексике науки и образования, искусства и литературы, в общественно-политической и военной лексике. Вторым по значению языком в этом культурно-языковом союзе был персидский язык, породивший также много интернационализмов (визирь, базар, амбар ).

Третий культурно-языковой союз формировался с древнейших времен в сфере влияния индийской культуры и санскрита.

В четвертом культурно-языковом союзе важную роль сыграл китайский язык, особенно китайская иероглифика. Китайские заимствования в корейском и японском языках до сих пор сохраняют старое иероглифическое написание.

Языки мира распределяются по нескольким крупным зонам, ареалам, возникшим вокруг важнейших языков цивилизации. Каждый ареал характеризуется известным единством культуры, а с точки зрения языка сходством таких языковых черт, которые не зависят от общего или не общего происхождения этих языков, а приобретены вследствие контактов. Объединенная таким сходством группа языков, как было сказано выше, образует языковой союз. В одном ареале могут находиться несколько языковых союзов. Границы языковых союзов могут частично перекрывать границы ареала.

Языковые союзы образовывались еще в первобытнообщинном строе. Такие языковые союзы состояли из языков, находящихся на стадии донационального языка, или из диалектов.

В VIII - XIII вв. древнеуйгурский язык был основой языкового ареала, в который входили тюркские языки Средней Азии (древнеузбекский, древнетуркменский и др.). Позднее этот ареал был перекрыт более обширным ареалом, который возник вследствие распространения арабской письменности и арабского языка как языка культуры и включил в себя, кроме арабских, еще и тюркские и даже индоевропейские языки (персидский и таджикский).

Современные языковые союзы складываются из национальных языков. В основе современных языковых союзов лежит межнациональное общение, контакты на уровне регионов и национальных языков.

В рамках языкового союза возникает ряд общих языковых категорий. Так, в европейском языковом союзе, в который входит и наш язык, протекает активный процесс образования аналитических прилагательных и их дальнейшая грамматикализация. Например, в русском языке некоторые полные прилагательные сокращаются: городской = горсовет, государственный = госаппарат, и т.п. Количество элементов, которые могут присоединиться к элементам этого класса справа, возрастает.Элементы этого класса приближаются к положению аффиксов, происходит процесс грамматикализации.

Изучением распространения языковых явлений в пространстве занимается ареальная лингвистика (лат. area – ‘пространство’). Задача ареальной лингвистики – охарактеризовать и интерпретировать ареал того или иного языкового явления с целью изучения истории языка, процесса его формирования и развития. Сравнивая территорию распространения картографируемых языковых фактов можно, например, установить, какой из этих фактов является более древним, каким образом один из них пришел на смену другому, т.е. определить архаизмы и инновации.

Термин «ареальная лингвистика» был введен итальянским ученым М. Бартоли. Теория ареальной лингвистики разрабатывается в настоящее время на материале различных языков.

КОГНИТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

Язык, сознание, мышление

Сознание индивида формируется через присвоение им культуры общества (А.А.Леонтьев). Л.С.Выготский полагал, что сознание – это система тесно взаимосвязанных психических процессов, которая не дана человеку как нечто врожденное и не просто включается при вхождении ребенка в сложившуюся систему общественных отношений. Эта система постепенно складывается и развивается, уточняется, обогащается при психическом развитии ребенка.

Сознание включает отношение к действительности в форме мышления, а также в иных формах – эмоциональной, эстетической, волевой, конкретно-чувственной и др. Сознание это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. Знание опосредует отношение человека к действительности. Сознание – это знание, функционирующее в процессе освоения действительности человеком. Наличие у человека сознания означает, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась (складывается) такая совокупность (или система) объективированных в слове, более или менее обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через соотношения с этими знаниями.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преобразуют природу, общество, а тем самым и самих себя.

Сознание – это совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно отчетливое знание того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы [Философский энциклопедический словарь 2000].

Под сознанием понимается:

Высшая, свойственная только человеку и связанная с речью форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности;

Способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности; свойство высшей нервной деятельности человека;

Состояние человека в здравом уме, твердой памяти; способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах [СЭС 2000, с 325].

В настоящее время считается, что сознание обладает структурой. Благодаря этой структуре всякое содержание принимает свою специфическую форму. Содержание сознания – есть идеальное, физически не ощущаемый продукт мозга. «Сознание может реализовать себя и стать действительным фактом лишь в материале знакового воплощения» [Волошинов 1930]. Сознание материализуется в звуке, объективируется и благодаря этому оно дано другим людям в ощущении.

Язык стал эффективнейшим общественным посредником между индивидуальными сознаниями. С помощью символов человек переходит свои индивидуальные границы и участвует в коллективном психическом процессе.

Одна из сфер сознания – мышление. Мышление – это процесс отражения объективной реальности в понятиях, суждениях, умозаключениях и т.п. [ФЭС 2000, 190]. Это сложный познавательный процесс, высшая форма творческой активности человека. Источник мышления – ощущения, восприятия, представления, но мышление переходит границы чувственного и позволяет получать знания о непосредственно не наблюдаемых явлениях: ультразвуках, элементарных частицах и проч. Мышление заключается в понятийном моделировании любых проблем, предметов и процессов. Мыслить – это значит планировать и решать какие-либо задачи, уметь корректировать свои действия в соответствии с поставленными целями. Мышление – это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву [ФЭС 2000]. Мышление по своей структуре может быть познающим или эмоциональным мышлением. Оно состоит в постоянной перегруппировке всех возможных состояний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей. При этом может выделиться результат, который принимает определенную форму и может быть назван мыслью. Форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение.

Л.С.Выготский обратил внимание на то, что нельзя рассматривать упрощенно соотношения языка и мышления, что не может каждой мысли автоматически соответствовать готовая форма. «Мысль не выражается в слове, а совершается в слове (Л.С.Выготский). Внутренняя психическая деятельность человека – это деятельность по «производству» своего сознания, которое отражается в речевой деятельности.

Языковая картина мира

Картина мира – общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Различают всеобщую, частную и единичную картины мира. Всеобщая картина мира – это научная картина мира определенного периода. Частная картина мира – это частнонаучная картина мира, например физическая, биологическая, химическая и т.д. Например физическая картина мира – это представление о мире и его процессах, выработанное физикой на основе эмпирического исследования и теоретического осмысления.

В каждой самостоятельной сфере общественного сознания – мифологии, религии, философии и т.д существуют свои особые средства мировосприятия, свои «призмы», через которые человек видит мир. Итогом такого мировидения и являются соответствующие картины мира – мифологическая, религиозная, философская и др. Все эти картины мира взаимодополнительны.

Выделяют также чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую.

Под картиной мира, которая формируется в сознании индивида, понимается целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека. Картина мира возникает у человека в ходе всех его контактов с миром (бытовые контакты, предметно-практическая активность человека, созерцание мира и проч.). В формировании картины мира принимают участие все стороны психической деятельности человека, начиная от ощущений, восприятий, представлений и кончая высшими формами – мышлением и самосознанием человека. Образ мира формируется у человека в процессе всей его жизнедеятельности, в ходе всех его контактов с миром и на базе всех его способностей. На картину мира влияет сфера деятельности субъекта.

Картина мира – субъективный образ объективной реальности. Это идеальное образование, которое опредмечивается в знаковых формах. Как всякое идеальное образование картина мира имеет двойственное существование – необъективированное и объективированное – в виде опредмеченных образований – различных «следов», оставленных человеком в процессе его жизнедеятельности. «Отпечатки» картины мира, ее окаменелости можно обнаружить в языке, в текстах, в изобразительном искусстве, в музыке, ритуалах, этикете, моде, способах ведения хозяйства, технологии вещей, социокультурных стереотипах поведения людей и т.д.

Различают концептуальную и языковую. картины мира. Язык означивает отдельные элементы концептуальной картины мира. Это означивание выражается обычно в создании слов и средств связи между словами и предложениями. Языки могут по-разному фиксировать категоризацию мира. В каждом языке фиксируется картина мира, созданная носителями данного языка, формируется языковая картина мира.

Концептуальные системы в значительной своей части реализуются лексической семантикой. Между концептуальной и языковой картиной мира нет изоморфизма. Уже Аристотель обращал внимание на то, что, например, промежуточные концепты не всегда имеют названия. Ср. далеко/близко, высокий/низкий, хорошо/плохо и т.д. В языке богато представлены крайние точки шкалы, а серединная часть – бедно.

Можно отметить еще одну закономерность в фиксировании концептуальной картины мира языковыми средствами. Преимущественное право на обозначение имеют ненормативные явления, отклонения от нормы (девиации), аномалии [Арутюнова 1987]. Ср. лентяй, лежебока, тунеядец, мерзавец, негодяй и др.

Понятие «способа обозначения» идет от Гумбольдта. Слово, обозначая предмет, является, по Гумбольдту, не «эквивалентом открывающегося чувствам предмета», а выражением субъективного восприятия предмета или специфического понятия о нем, доминировавшего в момент называния. В этом заключается главный источник многообразия выражений для одного и того же предмета. Если в санскрите слон называется то дважды пьющим, то двузубым, то снабженным рукой, то этим выражаются различные понятия, хотя и подразумевается один и тот же предмет. Ибо язык никогда не представляет предметы, а всегда лишь понятия о них, самодеятельно образуемые умом в процессе языкотворчества [Гумбольдт 1984].

Субъективность языка, по Гумбольдту, проистекает из чувственного созерцания, фантазии и эмоций народа, из «народного духа». Структура каждого языка, его грамматический строй и присущие ему способы словотворчества составляют «внутреннюю форму языка», его самобытные и неповторимые особенности.

Понятие языковой картины мира позволяет глубже решать вопрос о соотношении языка и действительности, инвариантного и идиоэтнического (национально-специфичного) в процессах языкового «отображения» действительности как сложного процесса интерпретации человеком мира.

1. Индоевропейская семья

Славянская группа:

а) Восточнославянская подгруппа: русский, белорусский, украинский, русинский;

б) Западнославянская подгруппа: польский, чешский, словацкий, кашубский, верхнелужицкий, нижнелужицкий, полабский (мёртвый), словинский (мёртвый);

в) Южнославянская подгруппа: болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский, церковнославянский (мёртвый).

Германская группа:

а) Западногерманская подгруппа: немецкий, английский, нидерландский (голландский), африкаанс, люксембургский, фризский, идиш; лангобардский (мёртвый)

б) Северогерманская (скандинавская) подгруппа: норвежский, датский, шведский, исландский, фарерский;

в) Восточногерманская подгруппа: готский (мёртвый), бургундский (мёртвый), вандальский (мёртвый), герульский (мёртвый), гепидский (мёртвый);

Романская группа:

Итальянский, испанский, португальский, французский, румынский, молдавский, сардинский (сардский), окситанский (провансальский), каталанский, галисийский, астурийский, ретороманский, фриульский, сефардский, далматинский (мёртвый).

Кельтская группа:

а) Гэльская подгруппа: шотландский, ирландский, мэнский (манский);

б) Бриттская подгруппа: бретонский, валлийский, корнский (мёртвый);

в) Галльская подгруппа: галльский (мертвый), лепонтийский (мёртвый).

г) Кельтиберская подгруппа: кельтиберский язык (мёртвый).

Иранская группа:

Авестийский (мёртвый), персидский, таджикский, курдский, пушту (пашто), дари (фарси-кабули), осетинский, белуджский, ягнобский, татский, язгулямский, рушанский, шугнанский, хазарейский, мидийский (мёртвый), согдийский (мёртвый), бактрийский (мёртвый), парфянский (мёртвый) и мн. др

Индийская группа:

санскрит (мёртвый), пали (мёртвый), хинди, урду, непали, бенгали, раджастани, сингальский, гуджрати, мальдивский, ассамский, панджаби, маратхи, ория, синдхи, парья, цыганский и мн. др.

Дардская группа:

а) Западнодардская (нуристанская, кафирская) подгруппа: кати, прасун, ашкун, вайгали, дамели.

б) Центральнодардская подгруппа: пашаи, калаша, кховар и др.

в) Восточнодардская подгруппа: кашмирский, пхалура, шина и др.

Балтийская группа:

Латышский, литовский, прусский (мёртвый), ятвяжский (мёртвый), куршский (мёртвый), галиндский (мёртвый).

Хетто-лувийская группа:

Хеттский (мёртвый), лувийский (мёртвый), ликийский (мёртвый), палайский (мёртвый), карийский (мёртвый).

Тохарская группа:

Тохарский А (мёртвый), тохарский Б (мёртвый).

Италийская группа:

Латинский (мёртвый), оскский (мёртвый), умбрский (мёртвый), фалискский (мёртвый).

Греческая группа:

Греческий.

Албанская группа:

Албанский.

Армянская группа:

Армянский

Венетская группа:

Венетский (мёртвый)

Другими крупными семьями, рассматриваемыми здесь, являются тюркская, иберийско-кавказская, уральская, китайско-тибетская, тайская, афразийская, австронезийская; к более мелким семьям относятся дравидская, тунгусо-манчжурская, монгольская, картвельская, енисейская, самодийская, чукото-камчатская, эскимосо-алеутская.

2. Дравидская семья

Телугу, тамильский, малаялам, каннада, брахуи (брагуи, брауи), эламский (мёртвый), ерукала и др.

3. Картвельская семья

Грузинский, мингрельский, лазский (чанский), сванский.

4. Тюркская семья

Западная группа:

Турецкий, татарский, башкирский, казахский, крымско-татарский, азербайджанский, узбекский, туркменский, каракалпакский, киргизский, хакасский, алтайский, шорский, телеутский, гагаузский, караимский, ногайский, уйгурский, кумыкский, карачаево-балкарский, барабинский, чулымско-тюркский, сарыг-югурский (язык желтых уйгуров), саларский, половецкий (мёртвый), хазарский (мёртвый), чагатайский (мёртвый), орхоно-енисейский (мёртвый) и др.

Булгарская группа:

Чувашский, булгарский (мёртвый).

Якутская группа:

Якутский, долганский

Тувинская группа:

Тувинский, тофаларский, сойотский.

5. Монгольская семья

Монгольский, бурятский, калмыцкий, баоаньский, дагурский, дунсянский, могольский (афгано-монгольский), монгорский, сянбийский (мёртвый), киданьский (мёртвый).

6. Тунгусо-манчжурская семья

Маньчжурский, чжурчженьский (мёртвый), нанайский, удэгейский, эвенкийский, эвенский, негидальский, солонский, ульчский.

7. Уральская семья

Финская группа:

а) Прибалтийско-финская подгруппа: финский, эстонский, карельский, вепсский, ижорский (ингерманландский), водский, ливский; саамский.

б) Пермская подгруппа: коми, коми-пермяцкий, удмуртский, бесермянский;

в) Волжская подгруппа: марийский, мордовский, мерянский (мёртвый);

Угорская группа:

Венгерский, хантыйский, мансийский.

Самодийская группа:

Ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский, камасинский (мёртвый).

8. Афразийская (семито-хамитская) семья

Семитская группа:

Арабский, мальтийский, иврит, амхарский, геэз (мёртвый), тиграй, тигре, ассирийский, сокотрийский, махри, шахри, финикийский (мёртвый), аккадский (мёртвый), сирийский (мёртвый), моавитский (мёртвый) и др.

Египетская группа:

Древнеегипетский, коптский.

Берберо-ливийская группа:

Ташельхит, шауйя, зенага, кабильский, тамазигхт, нумидийский (мёртвый) и мн. др.

Чаадская группа:

Хауса, кера, кванг, муби и мн. др.

Кушитская группа:

Сомалийский, оромо и мн. др.

Омотская группа:

Омето, каффа и др.

9. Китайско-тибетская семья

Китайская группа:

Китайский, дунганский (хуэйский);

Тибето-бирманская группа:

Тибетский, бирманский, дзонг-кэ, неварский, манипурский, каренский, нага, качинский, лепча, наси (нахи, мосо), лоло, лаху, тангутский (мёртвый) и мн. др.

10. Тайская семья

Тайский, лаосский, шанский, чжуанский, кхамти, ли, бе, тун и мн. др.

11. Австронезийская семья

Индонезийская группа:

Индонезийский, малайский, малагасийский (мальгашский), тагальский, пампанганский, бугийский, макасарский, пангасинанский, яванский, сунданский, палау, чаморро, ибанский (морских даяков язык), минангкабу, илоканский и мн. др.

Полинезийская группа:

а) Ядерно-полинезийская подгруппа: самоанский, тувалу, токелау, пукапука, маори, таитянский, гавайский, раротонганский, рапануйский, капингамаранги, нукуоро, анива, манихики-ракаханга, мориори (мёртвый) и мн. др.;

б) Тонганская подгруппа: тонганский, ниуэ.

Микронезийская группа:

Науру, тунгаруанский, маршалльский, кусаие, понапе (понпейн), трук, волеаи, яп (япский), мокильский, нгатик и мн. др.;

Меланезийская группа:

Фиджийский, ротума, уаилу, гомен, ненгоне, лифу (деху, дреху), меа, тири, иааи и мн. др.

12. Австроазиатская семья

Вьет-мыонгская группа: вьетнамский, мыонг.

Мон-кхмерская группа: кхмерский, монский, седанг и мн. др.

Мунда группа: сантали, мундари, асури, курку (корку) и др.

Никобарская группа: шомпенг и др.

Кхаси группа: кхаси.

Палаунг-ва группа: палаунг, ва, кхму, ламет и др.

13. Северокавказская семья

Абхазско-адыгская (западная) группа:

Абхазский, абазинский, адыгейский, кабардинский, убыхский.

Нахо-дагестанская группа:

Нахская подгруппа: чеченский, ингушский, бацбийский, урартский (мёртвый).

Дагестанская подгруппа: аварский, андийский, ботлихский, годобердинский, багвалинский, цезский, лакский, даргинский, лезгинский, табасаранский, хиналугский, агульский, гинухский, хваршинский, хиналугский, гунзибский и др.

14. Енисейская семья

Кетский, югский (мертвый), коттский (мертвый), ассанский (мертвый), аринский (мертвый), пумпокольский (мертвый).

15. Чукото-камчатская семья

Чукотский, корякский, алюторский, керекский, ительменский.

16. Эскимосо-алеутская семья

Эскимосский, алеутский, язык медновских алеутов.

17. Юкагирская семья

Юкагирский колымский, юкагирский тундренный, чуванский (мёртвый), омокский (мёртвый).

18. Андаманская семья

Ерева (йерева), онге, боджигнгиджи.

Некоторые языки не имеют, если так можно выразиться, «родни», и, как следствие этого, не входят ни в какую языковую семью. Такие языки называются изолированными. К ним относятся: японский, корейский, баскский, айнский, нивхский, кусунда, нагали (нахали), бурушаски (вершикский), мангарайи, шумерский (мёртвый), мероитский (мёртвый) и мн. др. Говоря об изолированных языках всегда следует помнить, что в будущем у любого из них может обнаружиться «родня», и тогда речь пойдёт уже о небольшой языковой семье, хотя вероятность этого очень невелика.

Классификация аборигенных языков Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Гвинеи до сих пор окончательно не разработана. Выделяется большое количество семей и групп, часто не связанных между собой. Точки зрения, высказываемые различными учёными по этим языкам, зачастую диаметрально противоположны. По этой причине мы не приводим классификацию языков этих регионов в нашем пособии.

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.

Другие статьи по теме.




Самое обсуждаемое
Вкусные рецепты грибного супа из белых грибов Как варить грибной суп из белых грибов Вкусные рецепты грибного супа из белых грибов Как варить грибной суп из белых грибов
Отбивные из куриного филе Отбивные из куриного филе
Что приготовить быстро и вкусно в пароварке! Что приготовить быстро и вкусно в пароварке!


top